ещё
свернуть
Все статьи номера
№12, 2016
Государственный контроль

Как избежать рисков нарушений в сфере действующего законодательства

Каждый из нас, как гражданин правового государства, обладает правами и обязанностями, закрепленными конституционно нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Обладание такими правами и обязанностями подразумевает несение определенной ответственности за их нарушение либо неисполнение.

В Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП РК), как и в более 90 нормативных правовых актов Республики Казахстан с 1 января 2016 года внесены существенные изменения.

При этом согласно пункту 1 статьи 4 КоАП РК лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действовавшего во время совершения этого правонарушения.

Таким образом, с 1 января 2016 года наряду с изменениями в законодательстве РК " О государственных закупках» вступают в силу новые меры ответственности за их нарушения.

Так согласно пункту 3 статьи 21 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) в конкурсной документации запрещается устанавливать условия государственных закупок, которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков, в случаях, не предусмотренных настоящим Законом, в том числе касающиеся:

1) установления любых не измеряемых количественно и неадминистрируемых требований к потенциальным поставщикам;

2) содержания указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику, за исключением следующих случаев осуществления государственных закупок:

  • для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования, а также установленного программного обеспечения (лицензионного программного обеспечения);
  • для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга;
  • для ремонта и (или) технического обслуживания имеющегося у заказчика товара.

Согласно пункту 4 статьи 32 Закона требования, предъявляемые к аукционной документации, определяются по правилам пункта 3 статьи 21 Закона.


В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона при размещении объявления о государственных закупках способом запроса ценовых предложений не допускается содержание указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику, за исключением следующих случаев осуществления государственных закупок:
1) для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования, а также установленного программного обеспечения (лицензионного программного обеспечения);
2) для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга;
3) для ремонта и технического обслуживания имеющегося у заказчика товара.

Согласно пункту 1 статьи 207 КоАП РК «За нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках» к конкурсной документации (аукционной документации) либо в размещаемой информации при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений, путем установления любых не измеряемых количественно или неадминистрируемых требований к потенциальным поставщикам, либо указания на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых товаров, работ, услуг, отдельным потенциальным поставщикам, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 50 МРП. При этом штрафом облагаются первый руководитель организатора государственных закупок, заказчик или лица, исполняющие их обязанности, ответственные за осуществление процедур организации и проведения государственных закупок, а также лица, непосредственно участвующие в разработке конкурсной документации (аукционной документации).

Одним из новшеств в законодательстве о государственных закупках стало предварительное обсуждение проекта конкурсной/аукционной документации потенциальными поставщиками.

При этом предварительное обсуждение проекта конкурсной/аукционной документации потенциальными поставщиками является обязательным условием для утверждения конкурсной/аукционной документации.

Согласно пункту 2 статьи 22 Закона в случае наличия замечаний заказчик, организатор государственных закупок в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока предварительного обсуждения конкурсной документации принимают одно из следующих решений:

1) вносят изменения и (или) дополнения в проект конкурсной документации;

2) отклоняют замечания к проекту конкурсной документации с указанием обоснований причин их отклонения;

3) дают разъяснения положений конкурсной документации.

Со дня принятия указанных решений конкурсная документация считается утвержденной.

Заказчик, организатор государственных закупок, не позднее одного рабочего дня со дня принятия одного из решений, указанных в части первой настоящего пункта и части третьей пункта 1 вышеназванной статьи, обязаны разместить на веб-портале государственных закупок протокол предварительного обсуждения проекта конкурсной документации, а также текст конкурсной документации.

Протокол предварительного обсуждения проекта конкурсной документации должен содержать информацию о поступивших замечаниях к проекту конкурсной документации и принятых решениях по ним.

В случае несвоевременного рассмотрения замечаний к проекту конкурсной документации (аукционной документации), поступивших в рамках предварительного обсуждения проекта конкурсной документации (аукционной документации), а равно несвоевременное размещение на веб-портале государственных закупок протокола предварительного обсуждения проекта конкурсной документации (аукционной документации), а также текста конкурсной документации (аукционной документации) пунктом 2 статьи 207 КоАП предусмотрен штраф на первых руководителей, организатора государственных закупок, заказчика или лиц, исполняющих их обязанности, ответственных за осуществление процедур организации и проведения государственных закупок в размере тридцати месячных расчетных показателей.

Изменения в законодательстве о государственных закупках коснулись порядка осуществления отказа от государственных закупок до момента заключения договора о государственных закупках.

Так, согласно пункту 10 статьи 5 Закона существует только 2 случая отказа:

1) сокращения расходов на приобретение товаров, работ, услуг, предусмотренных в утвержденном (уточненном) годовом плане государственных закупок (предварительном годовом плане государственных закупок), произошедших при уточнении (корректировке) соответствующих бюджету, проекту бюджета, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

2) внесения изменений и дополнений в стратегический план государственного органа, бюджет (план развития) заказчика, исключающих необходимость приобретения товаров, работ, услуг, предусмотренных в утвержденном (уточненном) годовом плане государственных закупок (предварительном годовом плане государственных закупок), в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

При этом внесение изменений и дополнений в годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок), направленных на приобретение таких товаров, работ, услуг в текущем году, не допускается.

Таким образом, если Заказчик отказался от осуществления процедуры государственных закупок до момента заключения договора о государственных закупках в случае исключения необходимости приобретения товаров, работ, услуг, то в последующем он лишается права включения в последующем данных товаров, работ, услуг в годовой план закупок в текущем году.


За отказ от осуществления государственных закупок по другим основаниям, не предусмотренным Законом, является существенным нарушением законодательства о государственных закупках. За данное правонарушение пунктом 3 статьи 207 КоАП РК предусмотрен штраф в размере 100 МРП на первых руководителей Заказчика.

Статьями 20 -28 Закона определен порядок организации и проведения процедур государственных закупок способом конкурса. При этом Организаторы государственных закупок должны учитывать следующие моменты при проведении конкурса по государственным закупкам товаров, работ и услуг, за которые предусмотрены меры административной ответственности:

  • направление запроса и иные действия конкурсной комиссии (аукционной комиссии), связанные с дополнением заявки на участие в конкурсе (аукционе) недостающими документами, заменой документов, представленных в заявке на участие в конкурсе (аукционе), приведением в соответствие ненадлежащим образом оформленных документов, после истечения срока приведения заявок на участие в конкурсе (аукционе) в соответствии с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации (аукционной документации), предусмотренными законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;
  • установление в конкурсной документации (аукционной документации) к потенциальным поставщикам и (или) к привлекаемым ими субподрядчикам (соисполнителям) работ либо услуг квалификационных требований, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;
  • не включение в конкурсную документацию критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение участников конкурса;
  • неприменение к конкурсным ценовым предложениям относительного значения критериев;
  • признание потенциального поставщика или привлекаемых им субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг, несоответствующих квалификационным требованиям и (или) требованиям конкурсной документации (аукционной документации) по основаниям, не предусмотренным законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;
  • не разделение в конкурсной документации при осуществлении государственных закупок способом конкурса нескольких видов однородных товаров, работ, услуг на лоты по их однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания);
  • подготовка экспертной комиссией либо экспертом заведомо ложного экспертного заключения, на основании которого принято незаконное решение конкурсной комиссией (аукционной комиссией);
  • неуказание в протоколах предварительного допуска на участие в конкурсе (аукционе), об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона) подробного описания причин отклонения заявки потенциального поставщика на участие в конкурсе (аукционе), в том числе сведений и документов, подтверждающих его несоответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации).

Изменения в законодательстве о государственных закупках, введенные с 1 января 2016 года, так же коснулись порядка включения поставщиков либо потенциальных поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок.


Так, согласно пункту 4 статьи 12 Закона реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:
1) поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор;
2) потенциальных поставщиков, определенных победителями (потенциальных поставщиков, занявших второе место), уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;
3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

Новшеством является то, что потенциальные поставщики, определенные победителями, а также потенциальные поставщики, занявшие второе место, уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках, включаются в реестр по решению уполномоченного органа – Министерства финансов РК.

В оставшихся случаях заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

За необращение или несвоевременное обращение заказчика в суд с иском о признании потенциальных поставщиков, недобросовестными участниками государственных закупок предусмотрен штраф на первых руководителей организатора, заказчика в размере тридцати месячных расчетных показателей.

Самым значительным нововведением в законодательство о государственных закупках можно назвать появление нового способа закупок из одного источника путем прямого заключения договора.

Случаев заключения договоров о государственных закупках способом из одного источника путем заключения прямого договора, и каждый из них определен пунктом 3 статьи 39 Закона.

При этом Заказчикам необходимо особо внимательно отнестись к данному способу закупок, так как в случае неверной трактовки, соответственно, неверному определению способа закупа, в частности осуществление государственных закупок способом из одного источника, путем прямого заключения договора в случаях, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан » О государственных закупках», на первых руководителей заказчика, организатора налагается административный штраф в размере ста месячных расчетных показателей.


Подводя итоги данной статьи, хотелось бы отметить, что соблюдение Заказчиками и Организаторами основных принципов государственных закупок, а именно; оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок, предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, открытости и прозрачности процесса государственных закупок, недопущения коррупционных проявлений, дает гарантию снижения рисков возникновения административных либо коррупционных правонарушений.

Мухаметжанова. С.С

Абишев Александр Александрович – юрист, специалист по госзакупкам ТОО «Шаруа» и ТОО «Айдала», город Костанай
Байканова Дилара Елеубаевна – руководитель консультационного центра электронных госзакупок ТОО «АЛЬБА ГРУПП», г. Астана
Боган Анна Александровна – юрист-консультант по государственным закупкам, г. Алматы
Бурковская Марина Петровна – юрист, эксперт в области государственных закупок; практик-консультант по государственным закупкам. Директор компании «URKO».
Группа экспертов Электронной системы «Actualis: по госзакупкам»
Куанышев Ноян Мухаметжанович – РГП на ПХВ «Национальный Центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской средств, изделий медицинского назначения техники» МЗСР РК, Главный специалист Управления юридической службы и госзакупок, г. Алматы
Мухаметжанова Сара Султановна – начальник отдела государственных закупок Акционерного общества «Казахский медицинский университет непрерывного образования» Министерства здравоохранения и социального развития РК, г. Алматы
Источник: Министерство финансов РК 
Блог министра финансов РК – www.blogs.e.gov.kz/blogs
Веб-портал государственных закупок – www.goszakup.gov.kz
Источник: сайт gz.mcfr.kz
Источник: ЭС «ACTUALIS: по госзакупкам»
Источник: сайт gz.mcfr.kz